В Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации, указано, что незаконное пребывание в Российской Федерации иностранных граждан и осуществление ими трудовой деятельности на территории страны ухудшают социальную обстановку в местах их проживания, создают условия для формирования террористических организаций, политического и религиозного экстремизма, национализма. Органы власти, реализуя государственную политику в области миграции, принимают различные меры экономического, организационно- управленческого, административного, уголовно-правового характера. Одной из существенных мер является совершенствование уголовного законодательства. Так, статьей 322.3 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации. Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания в Российской Федерации на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов, либо постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания в Российской Федерации в помещении без их намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания), либо постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность. Анализом состояния преступности на территории района за 2020 год установлено, что органом дознания направлено в суд 10 уголовных дел о преступлениях данного вида. За совершения преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ, предусмотрено уголовное наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительных работ на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Вместе с тем, закон предусматривает возможность освобождить от уголовной ответственности лицо, совершившее данное преступление, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Помощник прокурора района юрист 3 класса Л.Р. Мурзагалиева