1

«О состоянии законности и результатах прокурорского надзора на территории района в 2021 году»

Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации подчинено задачам выявления нарушений законов, восстановления нарушенных прав и свобод граждан, коммерческих организаций, законных интересов общества и государства и привлечения виновных к установленной законом ответственности.

В прокуратуре Володарского района Астраханской области проанализировано состояние законности и правопорядка в районе.

Установлено, что, несмотря на снижение регистрируемой преступности на 1,3% (с 447 до 441), существенных позитивных сдвигов в профилактике правонарушений и антиобщественного поведения не произошло. Проблема ненадлежащей реализации предусмотренных Федеральным законом от 23.06.2016 N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» мероприятий по предотвращению девиантного поведения остается актуальной.

В районе уровень криминальных деяний в расчете на 10 тыс. населения составил 96 (по Астраханской области-137).

Предпринятые органами правопорядка меры не позволили сократить количество тяжких преступлений, их количество возросло на 37, 8 % (с 45 до 62); преступлений, совершенных в общественных местах, на16, 7 % (с 42 до 49), в том числе на улицах на 20, 7 % (с 29 до 35); краж на 54 % (с 70 до 108), в том числе из жилища на 45 % (с 11 до 16).

Как и в целом по Российской Федерации, в Володарском районе в 2021 году прослеживается тенденция увеличения количества преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации. Несмотря на активную профилактическую работу, в прошедшем году число таких преступлений как кражи с использованием ИТТ выросло на 114 % (с 14 до 30), мошенничества с использованием ИТТ — на 10 % (с 19 до 21). Складывающаяся ситуация требует реализации дополнительных комплексных мер для защиты граждан от интернет-мошенников. Необходимо продолжить разъяснительную работу с населением, в первую очередь среди лиц преклонного возраста, как наиболее легко вводимых в заблуждение, о правилах пользования средствами интернет-банкинга.

После некоторого затишья, в районе вновь увеличилось количество краж лодок и моторов на 350 % (с 2 до 9), угонов транспортных средств на 300 % (с 2 до 8).

В тоже время в прошлом году удалось снизить число особо тяжких преступлений на 45,5% (с 11 до 6), с применением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ на 66,7% (с 3 до 1); разбоев с 1 до 0; мошенничеств на 39,4% (с 66 до 40), краж из квартир на 28,6% (с 7 до 5), в сфере незаконного борота оружия и взрывчатых веществ на 85,7% (с 7 до 1).

Не зарегистрировано в прошедшем году: ни одно убийства, преступлений экстремистского и террористического характера, разбойных нападений, хулиганств.

Превентивными мерами сокращено на 14,1 % число преступлений, совершенных лицами их совершавшими (с 263 до 226), на 17 % -ранее судимыми (с 88 до 73), на 19%- лицами в состоянии алкогольного опьянения (с100 до 81), на 20 %-несовершеннолетними (с 5 до 4).

Незначительно сократилось количество преступлений, связанных с совершением дорожно-транспортными происшествий (с 5 до 4).

В то же время, в районе крайне остро стоит проблема несанкционированного выпаса и прогона сельскохозяйственных животных.  Безнадзорные животные зачастую являются переносчиками заболеваний и причиной других опасных для человека явлений. В 20021 году зарегистрирован рост дорожно-транспортных происшествий с участием сельскохозяйственных животных (16 до 33), в том числе одно с причинением тяжкого вреда здоровью человеку. Повсеместно выявлены факты бездействия органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за действиями владельцев животных.   

Практика прокурорского надзора, свидетельствует что одной из причин форм отклоняющегося правового поведения является несовершенство муниципального нормотворчества, несвоевременное приведение местных нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством.

По результатам надзора за законностью нормативных правовых актов в адрес представительных органов местного самоуправления прокуратурой района направлено 111 (в 2020 году -67) заключений на проекты нормативных правовых актов и 139 (129) — на проекты актов исполнительных органов местного самоуправления; подготовлено 101 (67) заключение на проекты нормативных правовых актов, в которых выявлены несоответствия федеральному и региональному законодательству, в 21 проектах нормативных правовых актов выявлены коррупциогенные факторы. Выявлено и опротестовано 96 нормативных правовых акт ОМС (105), не соответствующих требованиям федерального законодательства.

Одним из особо опасных социально негативных явлений, представляющих угрозу институтам государства и стабильности общественной жизни, является коррупция. Важнейшей задачей органов прокуратуры является своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий.

Повышенное внимание органами прокуратуры уделяется противодействию коррупции в сферах государственной и муниципальной службы, бюджетной, разрешительной и контрольной сферах, закупочной деятельности.

В целях повышения эффективности надзора в указанной сфере прокуратурой района создана межведомственная рабочая группа с участием представителей правоохранительных и контролирующих органов для сбора и анализа поступающей информации о состоянии законности, оперативного рассмотрения заявлений, сообщений и иных сигналов о нарушении антикоррупционного законодательства.

По результатам работы прокуратурой района в 2021 году выявлено 127 (120) нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции. внесено более 100 актов прокурорского реагирования, которые рассмотрены и удовлетворены, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Основная масса нарушений выявлена в органах местного самоуправления. Так, в администрацию Володарского района внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, допущенных 9 муниципальными служащими при заполнении и сдаче справок о полученных доходах и расходах.

Правоохранительными органами выявлено 4 преступления коррупционной направленности (4), в двух случаях фигурантами уголовных дел являлись главы муниципальных образований.

При осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства в прошедшем году особе внимание уделялось состоянию законности в сфере экономики: о государственной и муниципальной собственности; о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, бюджетного и налогового законодательства, градостроительной деятельности, а также в таких сферах, как исполнение жилищного законодательства, законодательства о здравоохранении, трудовых правах граждан, оплате труда, законодательства об обращениях граждан, обеспечение безопасности в местах массового пребывания.

Прокуратурой района при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства выявлено более 2000 нарушений закона, в том числе в сфере экономики – 604 нарушения, в сфере охраны окружающей среды-113, в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина- 1155, в ином законодательстве-225.

Увеличилось количество нарушений законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних, выявлено 326 нарушений, в том числе 156 в сфере образования, 134-охраны здоровья, 33-профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В целях устранения нарушений прокуратурой района принято 1015 актов прокурорского реагирования, по результатам рассмотрения которых нарушений либо устранены, либо находятся в стадии устранения, привлечено к дисциплинарной ответственности-596 лиц, административной- 56 лиц, 34 должностных лица предостережено о недопустимости нарушений федерального законодательства.   

Несмотря на устранение нарушений закона в результате рассмотрения актов прокурорского реагирования, в Володарском районе имеется множество не решенных вопросов, в том числе в деятельности органов местного самоуправления.

Неудовлетворительное качество автомобильных дорог и тротуаров; отсутствие уличного освещения; необеспечение нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма и земельными участками в льготном порядке; ненадлежащая организация водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами, недостатки при рассмотрении обращений граждан, в том числе по вопросам предоставления  земли-вот основные, но не единственные нарушения закона в деятельности местных органов власти.

Причины вышеуказанных нарушений, прежде всего, является отсутствие достаточного количества финансовых средств, но в то же время, имеет место и ненадлежащая работа органов местного самоуправления, в том числе по привлечению финансов в рамках национальных проектов, инвестирования и т.п.

К примеру, органами местного самоуправления не приняты меры к участию в большинстве национальных проектов в 2022 году, что негативно повлияет на ситуацию с улучшением качества проживания на территории района.

В настоящее время в службе судебных приставов-исполнителей находится более 30 неисполненных органами местного самоуправления решений судов по искам прокуроров, в том по обеспечению населения питьевой водой, водоотведением, обеспечения учебных заведений средствами безопасности, ремонт дорожного покрытия.

Право на обращение является одним из основных прав граждан, гарантированных Конституцией РФ (ст. 33). Большую роль в обеспечении реализации права граждан на обращение играет прокуратура РФ, одной из основных целей деятельности которой является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина.

В 2021 году в прокуратуру Володарского района Астраханской области поступило 594 обращения, тогда как в 2020 году – 537 (+ 10 %). Анализ показывает, что в прокуратуру, как правило, обращаются граждане, которые не находят защиты своих интересов в других ведомствах и организациях, нуждающиеся в бесплатной юридической консультации.

Наиболее часто граждане обращались на нарушения законодательства в сфере трудового, жилищно-коммунального хозяйства, жилищного, земельного законодательства; на нарушения законов об исполнительном производстве; на действия сотрудников правоохранительных органов в ходе осуществления проверок до возбуждения уголовных дел.

Из общего количества разрешенных обращений удовлетворено 145, что составляет 35 % (134, 45 %). Наибольшее количество обоснованных жалоб поступило по вопросам нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (64 из 120), что свидетельствует об актуальности указанных вопросов.

Как и в 2020 году, наиболее актуальным являются вопросы взаимоотношений жителей района с ООО «Цифровой водоканал», представляющего услуги холодного водоснабжения. Зачастую граждане обжалуют действия указанной организации в части размера начисленной платы за предоставленную услугу. В большинстве случаях такие жалобы признаны обоснованными, по итогах рассмотрения актов прокурорского реагирования произведены перерасчеты в сторону уменьшения.

Прокуратурой района в судах поддержано государственное обвинение по 317 уголовному делу, предъявлено более 120 заявлений в суд по различным социально-значимым вопросам.

Вот только тот небольшой пласт огромной и каждодневной работы прокуратуры района.

Благодаря совместной работе прокуратуры района, правоохранительных и контролирующих органов, органов исполнительной власти Астраханской области и местного самоуправления состояние законности и правопорядка на территории района являются стабильными.

Вместе с тем, имеется целый комплекс нерешенных вопросов- обеспечение населения надлежащими водоснабжением и водоотведением, переселение из ветхого и аварийного жилья, предоставление земельных участков льготной категории граждан, наличие безнадзорных животных, обеспечение лекарственными препаратами, обеспечение безопасности на дорогах, оплата труда, здравоохранение и т.п.

На данных наиболее острых и важных вопросах исполнения федерального законодательства будут сосредоточены усилия надзорного органа в 2022 году.

      

Прокурор Володарского района Астраханской области старший советник юстиции Елизаров А.А.

 

 

 




«Горячая линия» по вопросам своевременности оказания неотложной медицинской помощи гражданам с признаками COVID-19

«27.01.2022 прокуратурой Володарского района Астраханской области будет проведена «горячая линия» по вопросам своевременности оказания неотложной медицинской помощи гражданам с признаками COVID-19, медико-санитарной помощи на дому пациентам с COVID-19, а также лекарственного обеспечения льготной категории граждан. Обращаться по телефону 8-85142-9-16-32».




Прокуратура Володарского района поддержала государственное обвинение по уголовному делу в отношении ранее судимой жительницы с. Тумак, совершившей кражу денежных средств в размере 15 000 рублей с банковского счета.

Суд согласился с мнением государственного обвинителя о виновности женщины и 14.01.2022 вынесен обвинительный приговор. Гражданка Б. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ (кража, то есть тайное хищение чужого имущества, совершенная с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 159.3 настоящего Кодекса), с причинением значительного ущерба гражданину) и ей назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

 

Старший помощник прокурора района Шумилова Л.А.




Прокуратура Володарского района поддержала государственное обвинение по уголовному делу в отношении местного жителя, осуществившего перевозку 7 кг рыбы осетровых видов.

Володарским районным судом 19.01.2022 в отношении последнего вынесен обвинительный приговор. Гражданин Ж. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 258.1 УК РФ (перевозка особо ценных водных биологических ресурсов, принадлежащим к видам, охраняемым международными договорами Российской Федерации) и ему назначено наказание в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

 

Помощник прокурора района Мурзагалиева Л.Р.

 




Закреплена возможность удаленного участия участников процесса в судебных заседаниях с использованием личных средств коммуникации

Внесены изменения в АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ и иные законодательные акты РФ, направленные на совершенствование порядка применения электронных документов в судопроизводстве.

Установлено, что исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд в том числе в форме электронного документа, либо через единый портал государственных и муниципальных услуг, либо через информационную систему, определенную Верховным Судом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, либо через систему электронного документооборота участников процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

При этом документы, которые подаются через портал Госуслуг либо через информационную систему, определенную Верховным Судом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, могут быть подписаны простой электронной подписью, если процессуальным законодательством не установлено иное.

Усиленной квалифицированной электронной подписью должны быть подписаны документы, которые подаются через системы электронного документооборота.

При наличии технической возможности в суде лицам, участвующим в деле, может быть предоставлен доступ к материалам дела в электронном виде в сети «Интернет» посредством информационной системы, определенной Верховным Судом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Судебные повестки и иные судебные извещения в электронном виде могут быть доставлены посредством портала Госуслуг и системы электронного документооборота. В этом случае время и факт их доставки адресату будут фиксироваться средствами соответствующей информационной системы.

Участник судебного процесса, давший согласие на уведомление его посредством портала Госуслуг, будет считаться извещенным надлежащим образом, если имеются доказательства доставки судебного извещения посредством указанного портала.

Судебное решение, выполненное в форме электронного документа, может быть направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа, на портале Госуслуг или в системе электронного документооборота.

Участники процесса смогут участвовать в судебном заседании путем использования системы веб-конференции при условии заявления ими ходатайства об этом и при наличии в судах технической возможности.

Установление личности лица, участвующего в судебном заседании в режиме веб-конференции, будет осуществляться с использованием информационно-технологических средств, обеспечивающих идентификацию лица без его личного присутствия (единой системы идентификации и аутентификации, единой биометрической системы).

Порядок подачи в суд документов в электронном виде, размещения материалов дела и судебных актов в сети «Интернет», предоставления доступа к ним, применения систем видеоконференц-связи и системы веб-конференции в судах, требования к техническим и программным средствам, используемым при организации применения веб-конференции, при выполнении судебных актов и иных документов в электронном виде и подписании (заверении) их электронной подписью, к использованию сети «Интернет» для направления таких электронных документов, иные требования, связанные с ведением дела в электронном виде, использованием документов в электронном виде при рассмотрении дела, перечень таких документов, подлежащих приобщению к делу на бумажном носителе, определяются в порядке, установленном Верховным Судом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ в пределах своих полномочий.

Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2022 года.

 

Помощник прокурора района Мурзагалиева Л.Р.